Профориентационное тестирование школьников 
и абитуриентов в г. Северодвинске 
тел. +7 (911) 562-82-19
Суббота, 23.09.2017, 05:13
» Категории раздела
Вузы [2]
Профорентация [13]
Статьи по профоринтации
Профессии [31]
» Меню сайта
» ПОГОДА
Яндекс.Погода
Главная » Статьи » Профорентация

Выбираем специальность: как не поддаться стереотипам
Неравенство факультетов?

Выбирая что-либо в своей жизни, мы предварительно сравниваем разные варианты будущего. Необходимость сравнивать таит в себе риски – выбрать не лучший критерий для сопоставления, а то и вовсе основываться на стереотипах либо случайностях, подкупающих своим очевидным простым правдоподобием. Эти, с позволения сказать, инструменты выбора превращают обычный разброс вариантов в фантастические скособоченные пьедесталы. И, конечно, тот, кто верит в такие пьедесталы, мечтает забраться на ту ступеньку, которую считает верхней. Тенденция не обошла стороной и высокоинтеллектуальную среду абитуриентов.

Здесь училась звезда! Ну и пусть в моде маркетологи. Или, скажем, историки. Или – всё еще – юристы. Неважно! Зато другой факультет окончила важная персона, поэтому на тот же факультет устремляетесь и вы. Ведь скорее всего, учат там хорошо, причем не просто потому что хорошо учат, а чтобы такого человека не подвести. Да просто перед ним факультету «неудобно» плохо работать. Остальные факультеты в вашем сознании располагаются ступенью ниже.

Какой факультет самый новый? Так, этому факультету уже 5 лет, этому уже 3, а этот только что открылся! Туда и пойду. А тому факультету уже сто лет – там, небось, всё устарело, да и здание не совсем новое. Нечего там делать. Между этими полюсами и располагается цепочка факультетов. Вернее, не цепочка: в цепочке звенья одинаковые. Скорее, генеалогическое древо, где листья хороши, а корни – уже «не очень».

Где учатся самородки? Физики – самородки, пойду к физикам. Поучусь, послушаю, что самородки говорят. Записывать за ними буду. Посижу в сторонке. Поварюсь в научной среде. Это хорошая школа. А химики – ну и что, что стараются. Мне бы не удалось там вот так сидеть в уголке и записывать сказанное этими гениями, этими мастерами, вариться в этой среде…

Студенты какого факультета лучше одеваются? А что? Успешные люди. Если у людей ни денег, ни вкуса, зачем с ними учиться, что они могут дать? В крайнем случае – на соседний факультет пойду: они ненамного хуже одеваются. В человеке должно быть всё прекрасно, особенно одежда. Хорошая одежда – главный показатель престижа. Разве нет?

Какой факультет лучше оснащен технически? Уважаю гаджеты и девайсы! Уважаю факультет, который понимает в подобном и заказывает это себе у продвинутых фирм. Наверняка они способны и сами создать такую технику. Или так меня выучить, чтобы создать ее пришлось мне. Я не хочу поступать на факультеты, которые технически не потянут мою учебу!

Откуда хорошо на работу берут? Нет, я не говорю про уровень требований к выпускникам. И про компетенции тоже не говорю. Откуда хорошо на работу берут, спрашиваю? Так. А с соседнего факультета похуже на работу берут. Да. Так что же там учат те, которых берут на работу хорошо?

Где лучше всех играют в футбол? На факультете космических исследований. Ну, или так считается. По крайней мере. Займусь-ка я космическими исследованиями. Но всё свободное время – футболу! Не могу представить себя на факультете, где слабые футболисты. Человек должен быть здоровым и спортивным.

Какой факультет тут лучший? Извините, скажите, пожалуйста, какой факультет тут лучший? Нет, не где самый большой конкурс, а какой факультет лучшим считается… Самым крутым… А? Да я факультет выбираю. Чтобы мне сказали: ты поступаешь на лучший факультет. Чтобы ощутить торжественность этого момента. Люди всегда выбирают лучшее. И пусть остальные факультеты завидуют нам, студентам лучшего факультета!

Понимаю, всё это звучит дико. Однако так действительно порой «рассуждают». И дорассуждаться могут до анекдотов про студентов разных факультетов, где каждый факультет за что-то высмеивается. Возможно, кто-то видит в этих иерархических построениях естественную субординацию: мол, так и надо. Но даже если не возражать против этого, было ли так всегда?

Давайте посмотрим, признавала ли история конкуренцию интеллектуальных занятий.

Древнегреческие музы – сестры друг другу, все девять – дочери Мнемосины. Каждая муза отвечает за свой участок работы. И у каждой – столько дел! Мериться важностью тут некогда.

Семь свободных искусств эллинизма, Древнего Рима и средневековья, хоть и выстраивались по степени важности, были равны уже как учебные дисциплины, когда-то признанные достойными для свободных людей. По большому счету, риторика слыла занятием не хуже музыки, а геометрия – не хуже диалектики. Это было равенство ради гармоничных представлений о мире – и оно, в свою очередь, вело к гармонии. Кругу свободных искусств посвящались обстоятельные научные рассуждения современников, а то и поэтические сравнения с юными невестами. Впрочем, некоторые «новые невесты», например, медицина в средневековой Европе, проходили фейсконтроль не сразу (говоря формально, по медицине так и не возникло степени master of arts, пусть она в этой степени и не нуждается). Труднодоступность для таких парий избранного круга знаний, собственно, в какой-то мере провоцировала и неодинаковое отношение к дисциплинам в цикле artes liberales и за его пределами. А с другой стороны, во все времена иерархия профессий поддерживалась бытовыми представлениями, живущими и сейчас. Денежное дело или нет? Много ли заказов у работяги? При любой ли власти он нужен? Да и вообще, модное ли занятие? По-простому!

А что имеем мы? Согласно данным новостей и выводам аналитиков, мы стремимся к правде факта, к точным данным. Мы располагаем строгими рейтингами специальностей и вузов… И мы по-прежнему поддаемся стереотипам: нам как-то не до того, чтобы их анализировать и отметать.

Итак, современники допускают возможность мысленно, неформально «перессорить муз» в новых обоймах специальностей. Не стоит никого в этом винить: конечно, для многих при поступлении существуют план А и план Б, главный аэродром и запасные аэродромы, масса критериев выбора – уровень преподавания, возможность реализации студенческих проектов, научные школы факультетов, близость получаемых знаний к той же медицине и т. д. Неравенство пристрастий естественно. Однако лучше пестовать в себе доброжелательное внимание и к тем факультетам, куда вы не планируете поступать. Только под сенью дружных муз – непременное условие! – может сложиться большая студенческая компания, в которой каждый уважает будущего представителя другой профессии.

Автор: Татьяна Карпеченко
Источник: Абитуриент
Категория: Профорентация | Добавил: Сергей (07.04.2011)
Просмотров: 797 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск
» Форма входа
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Завести почту