Профориентационное тестирование школьников 
и абитуриентов в г. Северодвинске 
тел. +7 (911) 562-82-19
Суббота, 23.09.2017, 05:13
» Категории раздела
Вузы [2]
Профорентация [13]
Статьи по профоринтации
Профессии [31]
» Меню сайта
» ПОГОДА
Яндекс.Погода
Главная » Статьи » Профорентация

Кем стать: химиком, программистом, визажистом?
До поступления в вузы осталось совсем мало времени 

А многие одиннадцатиклассники никак не сообразят, куда податься. Так и мой брат.
Спрашиваю:

- А что ты хочешь?

- Ничего...

- Какая профессия нравится?

- Никакая...

- Ну а предмет в школе любимый?

- Все нормальные...

А время идет... Можно, конечно, выбрать по максимуму предметы, которые сдашь на ЕГЭ. А дальше-то что? Чтобы помочь родителям и ребятам, оказавшимся в похожей ситуации, я обратилась к специалисту в области подростковой психологии Амиру Тагиеву.

СОВЕТЫ ДЕВОЧКАМ

Девчонкам проще. Армия не светит. Если ты не можешь пока понять, кем хочется быть, то лучше не торопись поступать в абы какой вуз. Пропусти один год, за это время попробуй поработать в разных местах, побольше узнать о разных профессиях.

- Важно набраться опыта, именно подработка очень помогает в этом. Надо не бояться задавать вопросы, общаться с людьми разных профессий. Для такой разведки очень подходит работа секретаря. Много общения и много полезной информации. Глядишь, и придет осознание себя, - объясняет психолог.

СОВЕТЫ МАЛЬЧИКАМ

С мальчиками сложнее. Отсрочка от армии дается только на обучение в одном вузе. И если парень не знает, чего хочет, то ему лучше положиться на выбор родителей.

- Это не стыдно и не зазорно. Надо прислушаться к ним, пусть именно мама и папа решат за парня, куда поступать. Стал студентом - осмотрись, если окажется совсем не по душе - можно попробовать перевестись в другой вуз, - уверен Тагиев.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

- Самая опасная родительская позиция - воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке. Допустим, мама всю жизнь хотела стать балериной, но не вышло - сидит дома. Вот и заставляет свою дочь танцевать. И нет ей дела, что у девочки нет слуха и с пластикой тоже беда, - говорит психолог.

Возникает вопрос: а как тогда понять, чего хочет юное поколение? Ответ прост: разговаривать с детьми!

- Задавайте вопросы: чего хочется в жизни? Какие профессии нравятся, почему?

Многие отпрыски могут ответить: ничего не хочу, ничего не волнует, сам не знаю, и вообще в институт надо, потому что надо. В этом случае стоит предложить вариант, более или менее подходящий, на родительский взгляд.

- Дети - романтичные натуры и мало представляют себе, что их ждет в той или иной сфере. Ко мне приходили одиннадцатиклассники, уверенные на сто процентов, что хотят стать юристами. Задаешь вопрос: что тебе нравится в этой профессии? Ответ: «Не знаю, денег много», - отмечает Тагиев. - Они не представляют себе, какая это работа, как переполнен этот рынок и что юристов с хорошим заработком можно пересчитать по пальцам. А некоторые вообще мне заявляли, что будут учиться на адвоката. И очень удивлялись, узнав, что на адвоката в вузах не учат. Ребятам некому объяснить, что кроется за специальностью, - об этом не говорят ни в школе, ни на курсах.

Важно дать ребенку попробовать себя в профессии. Хочет стать юристом - пусть поработает на посылках у нотариуса. А если нет возможности устроить чадо на подработку по выбранной специальности, тут снова надо переходить к разговору. Для начала выяснить, как представляет себе подросток выбранную специальность. Обычно дети подражают сверстникам, старшим товарищам.

Надо провести экскурс в профессию. К примеру, задать вопрос: а вот что для тебя быть психологом? Обычно отвечают, что хотят помочь людям. Многие ребята думают, что это творческая работа. А это цифры-цифры-цифры и сплошная биология. Кстати, если ребенок думает стать психологом, то это тревожный сигнал: многие хотят излечить себя сами, - предупреждает Тагиев. - Но нельзя брать кувалду в руки и разбивать настоящие мечты. Представим такой диалог:

Ребенок: - Я хочу быть юристом!

Отец: - Да каким юристом? Этих юристов... Кому они нужны?

Ребенок: - Это моя мечта!

Отец: - Нет и все!.

Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после запрета возможна такая ситуация. Он покорно соглашается и идет учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время понимает: эта специальность не его. Возникает раздражение - родитель погубил мечту, а время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, поступив на юридический. Но он вряд ли в такой ситуации отдает себе в этом отчет. Главное - будет расти обида на отца. И на свою «несостоявшуюся» жизнь.

Стоит вспомнить достижения сына или дочки за все школьные годы. Важно понимать, что успехи - это не оценки и не похвала от учителей. Часто педагог любит тех, кто не выделяется либо дарит подарки. А ребят, которые стоят на своем и пытаются что-то доказать, валит. Поэтому подумайте, что на самом деле нравилось сыну или дочке. Рвение к тому или иному предмету, желание почитать и порешать что-то дополнительно. И только потом, после доверительной беседы, предлагайте свой вариант.

- Но вообще самое главное в период выбора послешкольной траектории, чтобы ни родители, ни дети не воспринимали поступление в институт как последний шанс. Иногда у меня складывается впечатление, что ребенок одиннадцать лет не знания получал, а шел к цели поступить. И вот он поступает или не поступает. А дальше что? Он теряется и не понимает, что делать. И зачем? Цель-то достигнута. Классно, когда родители не ставят жесткую цель - поступление в институт, а формулируют задачу - постараться поступить. Ведь вуз нужен только для дальнейшего трудоустройства по любимой профессии. Не нужно бояться амбициозных целей для своих детей - стать ученым с мировым именем, летчиком-испытателем, президентом, наконец. И тогда институт превращается лишь в средство ее достижения. И тогда уже становится не важно, поступит ребенок в этом году или в следующем. У него будет к чему стремиться, - заключает Тагиев.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей ШАТУНОВ:

- Проблема выбора профессии стояла всегда. Сейчас она действительно острее. Но Единый госэкзамен как раз дает возможность ребятам не зацикливаться только на гуманитарных или естественных дисциплинах. Хочешь - сдавай ЕГЭ хоть по всем предметам. По каким наивысший балл - направляй документы в соответствующие вузы. А если по всем предметам приблизительно равные баллы, то пробуй поступить в вузы разной направленности. В любом случае если есть сомнения, то лучше попробовать сдавать ЕГЭ по большему количеству предметов. Так проще будет понять, к чему есть способности. Единый позволяет сделать более широкий выбор.
Автор: Дарья ТОКАРЕВА
Источник: Комсомольская правда/Образование и работа
Категория: Профорентация | Добавил: Сергей (07.04.2011)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск
» Форма входа
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Завести почту