Аннотация
к компьютеризованному комплексу тестирования
"ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3"

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3" разработан с целью диагностики профессиональной направленности учащихся 8-11 классов, а также выпускников школ, еще не имеющих опыта работы. Комплекс совмещает анализ мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим или средним образованием.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3" ориентирован на работу с подростками, рассматривающими вопрос о дальнейшем обучении и выборе будущей профессии.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Комплекс "ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3" состоит из трех блоков:

  • первый блок, состоящий из 84 вопросов, диагностирует сферу интересов;
  • второй блок, состоящий из 73 заданий, направлен на определение уровней развития различных способностей - факторов умственной деятельности;
  • третий блок, состоящий из 50 вопросов, ориентирован на выявление личностных качеств.

 

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится не более 44 минут (от 40 до 80 сек. на задание, в зависимости от шкалы).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10).

Средние значения (от 4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 40% от общего числа респондентов.

Крайние значения (низкие и высокие) указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов.

В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.

 

Результаты теста могут быть представлены в следующих формах:

  • в виде графического профиля, указывающего значения факторов;
  • в виде текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • в виде табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации);
  • в виде списка сходных профессий (включая соответствующий перечень ЕГЭ).

 

"ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3" позволяет получить выстроенную иерархию 8 мотивов профессиональной деятельности, а также представление о выраженности 4-х личностных качеств и об уровнях развития по 6 основным факторам умственной деятельности.

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм.

Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение - 1): сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.

На основании анализа факторного профиля в отчете выдается круговая диаграмма, содержащая рекомендуемые испытуемому профильные классы (профили обучения).

Также программа выдает графический профиль и краткие интерпретации рекомендуемых испытуемому тренинговых программ.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Данная версия методики была выпущена в 2010 году. Список профессий в данной версии расширен 12-тью дополнительными актуальными в настоящее время профессиями. Изначально комплекс был создан на основе субтестов, хорошо зарекомендовавших себя при измерении параметров сферы интересов, личности, интеллекта. При последующих модификациях на основе психометрического анализа коррекции подвергались отдельные вопросы.

Комплекс стандартизирован на выборке подростков различного возраста, прошедших профориентационную консультацию на факультете психологии МГУ и в Центре тестирования "Гуманитарные Технологии". Расчет норм для версии "ПРОФОРИЕНТАТОР-4.3" проведен на выборке около 2500 испытуемых (клиенты региональных центров).

Надежность-согласованность (коэффициент Альфа Кронбаха) шкал методики по последним данным психометрического анализа составляет:

Техника 0,78

Наука 0,71

Искусство 0,83

Общение 0,77

Бизнес 0,63

Знак 0,6

Природа 0,72

Риск 0,76

Активность 0,71

Согласие 0,62

Самоконтроль 0,71

Эмоц.стабильность 0,71

Вычисления 0,55

Лексика 0,55

Эрудиция 0,56

Зрительная логика 0,48

Абстрактная логика 0,57

Внимание 0,52

Разработчики методики - А.Г.Шмелев, Е.И.Рыхлевская, О.Н.Кононов.

Психометрический анализ и модификация методики, начиная с версии "Профориентатор-3" и выше, - О.Н.Иванова.

В составлении идеальных профилей профессий принимали участие психологи-профконсультанты Центра Тестирования и Развития "Гуманитарные Технологии": Е.О.Лукьянова, О.Н.Иванова, С.К.Балаян, А.А.Мухина, Е.Ю.Обухова.